Студия этикета

Речевой этикет и культура речи

В широком смысле речевой этикет даёт возможность людям успешно общаться друг с другом. В этом значении он связан с постулатами передачи информации, которые сформулировал англо-американский исследователь Герберт Пол Грайс в 1975 г.: 
  • сообщение должно быть правдивым и иметь под собой основание (качество); 
  • сообщение не должно быть слишком коротким или пространным (количество); 
  • сообщение должно быть ценным для адресата (отношение); 
  • сообщение должно быть понятным, не содержать неясных слов и выражений (способ донесения). 



Жизнь человека состоит из общения. Не вызывает сомнения тот факт, что очень важны умения красиво и правильно говорить, излагать мысли доступно, внятно. Обидно, когда яркие и замечательные идеи не находят отклика в слушателях из-за досадных «мелочей» - неправильного ударения или произношения, просторечных слов, жаргонизмов и прочее. Ведь безграмотность и косноязычие не только раздражают собеседников, но мешают понять суть высказывания.
Для кого-то эти «мелочи» могут сыграть злую шутку при устройстве на работу, повлиять на успешность или неуспешность в личной жизни и в других значимых ситуациях общения.
Часто приходится слышать такое: «Зачем писать/говорить правильно? Мы же не на уроке русского языка!» или «Какая разница - тОрты или тортЫ? Ведь все понимают, о чем идет речь!» Да, все понимают, что речь идет о кондитерском изделии, так же как все понимают, какой человек переда нами – образованный или нет.
В ходе анкетирования, проведенного среди учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»,  отмечено, что наибольшее затруднение вызывает правильная постановка ударения в словах (75% опрошенных).
Ученики понимают, что на развитие их речи в большей степени влияет соответствующая или не соответствующая нормам речь в повседневной, «нешкольной», жизни. Сложность выбора  правильного ударения заключается, прежде всего, в подвижности русского ударения. В большинстве случаев нет никаких правил, и слово с верным ударением «звучит не по-русски!».
Кроме этого 80% опрошенных отметили такое затруднение, как использование паронимов: например, одеть или надеть платье? И снова нет определенных правил, нужно заучивать значение слова и «постоянно контролировать себя».
Не вызывает сомнения тот факт, что над совершенствованием речи необходимо постоянно работать, систематически учить и повторять правила и исключения из них, значение слова. «А это так скучно!» - считают современные школьники.
К сожалению, усвоение орфоэпических и других  норм языка в школе недостаточное, прежде всего из-за дефицита времени в рамках изучения всего курса русского языка. 

Проект «Говори правильно! или Эстафета правильного говорения» помогает в формировании чистой и правильной речи учащихся.



Комментариев нет:

Отправить комментарий